Нико Пиросмани. Легенда, ставшая песней

Песню “Миллион алых роз” знает огромное количество людей, как в России, так и за ее границей. Великолепное исполнение Аллы Пугачевой трогает женское сердце, заставляя его трепетать от непонятного волнения. Многие говорят: “Жаль, что в жизни так не бывает”, — однако, история с похожим сюжетом случилась на самом деле.

Биография Нико Пиросмани

Биография Николая Пиросманишвили полна белых пятен. Некоторые факты о детстве и юности записаны со слов художника, некоторые дополнены впоследствии людьми, которые изучали биографию и творчество Пиросмани.

Родился Нико, предположительно, 17 мая 1862 года в селе Мирзаани (Кахетия). В возрасте 9 лет остался сиротой, которого оставили жить в селе Шулавери в доме вдовы бакинского фабриканта Эприосине Калантаровой. Живя в доме Калантаровых, научился читать по-русски и по-грузински, но систематического образования не получил. В середине 1870-х годов он переехал в Тифлис, где несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии (не доучившись покинул типографию). Обучаясь художественному ремеслу у странствующих художников, Пиросмани зарабатывал на жизнь, помогая расписывать вывески лавок и духанов. Первый самостоятельный опыт был не самым удачным. В середине 1880-х годов Пиросмани совместно с Гиго Зазиашвили открыли мастерскую декоративной росписи, но, выполнив первый заказ, остались без работы — никто не хотел покупать вывески их работы. Отчаявшись заработать на жизнь художественным ремеслом, Нико поступил на железную дорогу тормозным кондуктором. Однако, не приспособленный к физическим нагрузкам, покинул железную дорогу через 4 года. На  выходное пособие, совместно с Димитрой Алугишвили открыли молочную лавку. Но и торговля не привлекала Пиросмани. С 1895 года Нико стал активно заниматься живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке, снятой со столика в духане. Клеенки были черные и белые. Пиросмани писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.  Данный прием впоследствии он применял и для портретов. Впечатление от произведений, выполненных в такой манере, было необыкновенным и никого не оставляло равнодушным.

В 1905 году (по другой версии в 1909) Тифлис взбудоражило неординарное событие. К гостинице, в которой проживала танцовщица французского театра миниатюр “Бель Вю” Маргарита де Севр, одна за другой стали подъезжать арбы, доверху нагруженные цветами. Среди цветов были розы, сирень, веточки акации, анемоны, лилии, пионы, в общем все цветы, которые были у цветочников Тифлиса. Все эти цветы были адресованы артистке. Даже привыкшая к аплодисментам и цветам, Маргарита была ошеломлена. Поблагодарив за щедрый подарок, танцовщица надеялась на продолжение романа, но больше они никогда с Нико не встречались. Маргарита не знала, что для такого широкого жеста, Пиросмани продал свою долю в молочной лавке и попросту остался нищим. Нико не имел возможности продолжать ухаживать за Маргаритой, но сохранил ее образ, написав картину “Актриса Маргарита”.

Творчество Пиросмани — самобытное, архаичное, инстинктивное — не оставляет равнодушным. У всех нарисованных персонажей животных одинаковый взгляд — полный печали и одиночества. Некоторые искусствоведы считают, что в анималистических образах художник выражал себя, свое одиночество среди людей.