Старший ребенок обижает младшего.

Один из самых острых вопросов воспитания детей – это «Что делать и как реагировать, если старший ребенок обижает младшего?». Конечно, родителям инстинктивно хочется защитить младшего ребенка как более слабого, но и старшего не хочется обидеть своим поведением и реакцией на его поступки. Что же делать? Есть несколько советов, которые могут помочь данный вопрос:

  1. Дыма без огня не бывает. Для такого поведения у старшего ребенка должна быть причина. Чаще всего — это детская ревность. Ребенку не хватает внимания родителей. Он привык, что раньше все внимание доставалось только ему, его игрушки, вещи и личное пространство было только его личным, а теперь всем этим приходится делиться – конечно, это стресс для ребенка и, поскольку, он не может справиться с ним другим образом, все неудовольствие и злость он вымещает на младшем брате или сестре как причине этого «стресса». Для начала стоит откровенно и по душам поговорить с ребенком о том, что его толкает на такие поступки. После того как ребенок честно признает истоки своего поведения, стоит объяснить ему, что маленький ребенок не только не отнимает родительскую любовь, но и сам очень любит своего старшего братика/сестренку. Таким образом у старшего ребенка формируется понимание того, что маленький человек в семье – это +1 любящий его человек.
  2. Чужой пример заразителен. Обратите внимание, не допускаете ли вы, как родители, в своем поведении неподобающие моменты. Если кто-то из взрослых привык «отвешивать подзатыльники просто так, чтобы не забывался», не удивительно, что старший ребенок, воспринимая это как норму по отношению к младшему будет поступать точно также. Если проблема негативного поведения ребенка кроется в соответствующем поведении взрослых членов семьи – измените данные поведенческие паттерны, и дело пойдет на лад.
  3. Личное пространство. Детям свойственно делить территорию. Зачастую старшему ребенку нужно знать, что у него есть свое личное пространство, свои личные вещи, которыми он имеет право не делиться, если не хочет. Он всегда может побыть в своем личном пространстве, чтобы побыть наедине с собой. Даже если речь идет не об отдельной комнате, а просто об отдельном участке этой комнаты.
  4. Правила недопустимого. Должно быть чёткое разграничение, что именно выходит за рамки допустимого в вашей семье. В зависимости от возраста и характера проблем в разных семьях это будут разные вещи. Например, если у нас есть два активных драчливых брата трёх и пяти лет — то, скорее всего, будет правило «не делать друг другу больно, не кусаться». Потому что не драться они не смогут, им хочется повозиться. Важно соизмерять усилия.
  5. Не «ябедничать», а рассказывать свою точку зрения. Когда возникает конфликт, у каждого участника на произошедшие события имеется своя точка зрения. Позволяя ее высказывать, вы создаете у ребенка ощущение, что его слышат и понимают. А понимая, что родители все равно обо всем узнают, дети подумают о, том стоит ли лишний раз пускать в дело кулаки или острое слово.
  6. Не разделяйте на правых и виноватых. Даже, если вам кажется, что все очевидно, помните, что и «зачинщик» нуждается в вашем расположении не меньше, чем «жертва». Если один ребенок постоянно получает в свой адрес упреки и укоры, у него отложится, что «младшего любят больше, а я вечно виноват». Лучше вместо фразы: «Вася, перестань бить Сашу» используйте фразы: «Не деремся!», «Не ссоримся!» Введите четкое правило- как только происходит драка или перепалка, дети расходятся и не играют друг с другом какое-то время.

Не стоит думать, что с возрастом детские ссоры обязательно забудутся и отношения будут теплыми и близкими, не всегда так получается. Если вы хотите выстроить по-настоящему крепкие отношения между детьми, ими нужно управлять (насколько активно зависит от каждого конкретного случая). Как дирижер управляет оркестром, так и вам необходимо чувствовать климат и атмосферу в отношениях детей, тогда получится настоящая красивая мелодия, которая будет откликаться в их сердцах приятными воспоминаниями о детстве.