«Несравненная Люси» — актерская биография Людмилы Гурченко

Она не часто играла главные роли, но даже эпизод в фильме могла сделать ярким и запоминающимся.

Биография и роли Людмилы Гурченко

Гурченко ворвалась на экраны Советского Союза в преддверии 1957 года с задорной песне “Пять минут”. Осиная талия, платье в стиле New Look, стильная челка и задорный взгляд — актриса мгновенно стала суперзвездой, на которую хотели походить многие девушки. Звездная роль в фильме “Карнавальная ночь” Эльдара Рязанова далась Людмиле Гурченко не сразу. Первые пробы она завалила и была вычеркнута лично Рязановым из списка претендентов на роль. Счастливый случай познакомил Гурченко и директора “Мосфильма” Ивана Пырьева. Пырьев лично привел Людмилу к Рязанову и настоял на повторных пробах. Повторные пробы оказались настолько удачными, что режиссер даже расширил роль, чтобы Гурченко на экране провела больше времени.

Слава Гурченко была настолько яркой, что для нее написали главную роль в фильме “Девушка с гитарой”. Создатели фильма надеялись, что на волне популярности артистки и фильм получит признание. Однако, зрители восприняли киноленту достаточно прохладно, а критики и вовсе ее разгромили. Много нелестных отзывов прозвучало и в адрес молодой звезды — это был провал. Гурченко перестали снимать на крупных киностудиях. Почти 20 лет после выхода на экраны “Девушки с гитарой” Гурченко предлагали лишь эпизодические или проходные роли. 

Умение Гурченко любой эпизод со своим участием сделать живым и ярким не всегда шло ей на пользу. Совместная песня с Андреем Мироновым в мюзикле “Соломенная шляпка”получилась настолько яркой, что из-за ассоциаций с данными киногероями, Гурченко и Миронов несколько раз не получали роли в кинолентах. Так было с “Иронией судьбы”, “Гусарской балладой” и “Войне и мир”. Режиссеры видели в актрисе лишь героиню легкомысленных водевилей, утверждаться в драматическом амплуа Гурченко пришлось долго и непросто. Но у нее это получилось.

Первые крупные роли драматического плана были сыграны в картинах “Двенадцать дней без войны” и “Пять вечеров”. Наконец и Эльдар Рязанов разглядел в Гурченко характерную актрису. После почти 25-летнего перерыва в совместной работе, Рязанов пригласил Гурченко на главную роль в фильме “Вокзал для двоих”. Это было триумфальное возвращение звезды! За роль в киноленте Гурченко получила звание народной артистки СССР. Мало того, она снова стала иконой стиля. Лишь немногие близкие знали, что сногсшибательные наряды являлись плодом труда не кутюрье какого-либо дома высокой моды, а собственноручно сшитыми или связанными Гурченко. Актриса не только хорошо шила и вязала, но и выкройки делала сама. Даже шляпы для своей коллекции она валяла самостоятельно.

Роль Раисы Захаровны из кинофильма “Любовь и голуби” была незначительной ролью второго плана. Однако, Гурченко сумела убедить Владимира Меньшова, режиссера фильма, в том, что роль нужно расширить и сделать многограннее. И вот вместо беспринципной разлучницы перед зрителем предстает, по сути, одинокая женщина, мечтающая о личном счастье. Актриса придумала не только детали костюма для своей героини, но и реплики, жесты. Второстепенная роль оказалась настолько яркой, что ее помнят едва ли не лучше, чем остальных героев киноленты.

Людмила Марковна Гурченко не только внесла неоценимый вклад в кинематографию, но и всегда служила образцом женского шарма и обаяния.