Почему ребенок врет?
В редакцию часто приходят письма с вопросами, касающимися детского поведения. Основными вопросами являются следующие: Что такое детская ложь и чем она отличается от детских фантазий? Причины возникновения детской лжи? Способ решения данной проблемы? В данной статье будут рассмотрены данные вопросы наших читателей.
Разобраться с этими непростыми вопросами нам поможет психолог Виктория Алексеевна Хорошилова
Детская ложь – определенное высказывание ребенка, направленное на получение выгоды или маскирующее его провинность. Очень часто ложь становится следствием страха перед наказанием. О способах коррекции детского поведения, связанного с ложью, направленной на получение тех или иных благ, будет рассказано в следующих статьях нашего журнала. Предметом исследования данной статьи является детская ложь, вызванная страхом наказания.
Ребёнок лжет потому, что не чувствует безопасности. Безопасность – это базовая потребность человека, мир, без поддержки близких, воспринимается им как опасный и ненадежный. Психологическая безопасность заключается в свободе самореализации, при условии соблюдения норм установленного поведения. Спокойная, дружественная атмосфера принятия, любви и поддержки формирует эгрегор психологической безопасности. В такой атмосфере ребенок развивается полноценной личностью, у него отсутствует потребность искажать существующую действительность. Одним из основных правил для родителей является обязательное соблюдения баланса в отношениях с ребенком, чтобы не допустить переход поведения ребенка во вседозволенность. Это важный момент в детском воспитании, важно соблюдать баланс. При отсутствии чувства психологической безопасности в детстве, человек не сможет себя полностью реализовать во взрослом возрасте, так как у него будет сформирован негативный паттерн восприятия окружающего мира, как источника опасности. С другой стороны, точно установлено одно – детоцентризм, направленный на вседозволенность в поведении детей, приводит к взращиванию эгоцентричных тиранов.
Грамотное воспитание подразумевает установление норм и границ дозволенного поведения ребенка. Родители должны четко понимать, что ребенок – это самостоятельная личность со своими желаниями и потребностями. Базовыми потребностями детей в младшем возрасте являются: чувство защищенности, любви и тепла. Кричать на ребенка, раздавать подзатыльники и ставить в угол – не самый лучший метод воспитания. Так родитель демонстрирует неспособность решить вопрос без применения силы.
Позитивный принцип воспитания:
— хвалить ребёнка за саму личность, за его особенности, поддерживать его черты личности – ум, красоту, талант, хвалить за то, кем он является.
— К поступкам его относиться по-разному: за умные поступки хвалить, за поступки, которые вредят или могут повредить – критиковать или разбирать сами поступки, не личность. Не говорить: «Ну что ты, не видишь?», «Ты не понимаешь, что это плохо?». А говорить: «Если ты будешь делать то-то, то будут такие-то последствия. Подходит ли тебе это?». Если ребенок будет чувствовать себя безопасно, знать, что мама и папа принимают его со всем что в нем есть, то он и к критике поступков сможет относится более спокойно, будет чувствовать себя более безопасно и не будет врать.
Негативный принцип воспитания:
— Ругать, говорить или намекать: «Ты дурак, ты глупый».
— Критиковать внешность: «У тебя такой большой нос, лопоухие уши».
— Сравнивать ребенка с другими: «А вот девочка из соседнего подъезда – такая красивая». Это косвенный укол личности.
— Не замечать положительные поступки или замечать их редко. Заметить, что ребенок что-то сделал, но отпустить язвительный комментарий: «Ну надо же, наконец-то…». Это не является похвалой — это критика. Многие взрослые общаются иронично и могут парировать такую иронию. А ребенок не может, для него ирония — это прямой укол личности. И если родители иронизируют над ним, ребёнок будет врать, пока не вырастет и сам не научиться иронизировать.
Если ребёнок все же совершил неправильный поступок, нужно следовать некоторым простым правилам:
Обсудите с ребенком его проступок, выясните причины, побудившие его так поступить. Объясните за что конкретно ребенок наказан, и как ему себя вести в будущем. Разбирая любую ситуацию, какой бы она не была, не забывайте давать понять ребенку, что он вами любим.
Во время обсуждения проступка ребенка, даже в непростой ситуации, не разрывайте контакт, не прогоняйте его и не уходите сами.
Не унижайте и не обзывайте малыша, не лишайте его чувства собственного достоинства.
Наказание должно быть адекватным и соразмерным проступку. За один проступок наказывать можно только один раз.
Самое главное, помните, что как бы сильно вы не поругались с ребенком, обязательно помиритесь и скажите ему, что он вами прощен
Ребёнок — отражение родителей. Если вас что-то не устраивает в ребёнке подумайте, в первую очередь, о том, как вы себя ведете в жизни. Возможно, причина лжи ребенка кроется в вашем повседневном поведении, не только с ребенком, но и с окружающими.