Григорий Александров. Любовь и слава.

Когда Александрова просили рассказать историю своего успеха в кинематографии, он отвечал: «Я обрел славу только тогда, когда встретил свою Любовь!»

Первые шаги.

Григорий Васильевич Мормоненко родился в 1903 году в Екатеринбурге. Отец будущего режиссера был горнорабочим, мать занималась хозяйством. В возрасте 9 лет Гриша, как и все дети горнорабочих того времени, начал трудовую деятельность. В силу способности к музыке – он учился играть на скрипке – отец устроил сына в Екатеринбургский оперный театр. С 1912 по 1917 годы Гриша Мормоненко проходит все ступени карьерного роста в театре: от рассыльного до помощника режиссера. Окончив в 1917 году музыкальную школу, Григорий размышляет о театральной карьере, но вмешалась революция.

События Октябрьской революции настолько захватили юношу, что он решается на смену фамилии – как символ отрицания прежней жизни – становясь Александровым. Революционный водоворот затянул Александрова без остатка, молодой театрал находит единомышленников для создания революционной самодеятельности. Вместе с Иваном Пырьевым они создают самодеятельный коллектив и ведут пропагандистскую деятельность. В 1920 году Григорий заканчивает режиссерские курсы при рабоче-крестьянском театре и в роли режиссера руководит фронтовым театром в 3-й армии РККА. После завершения Гражданской войны, Александров назначается инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Он не только утверждал репертуар театров, но и переделывал старые фильмы под новую идеологию – часто путем перемонтажа ленты. На этой стезе они снова встретились с Иваном Пырьевым, большим энтузиастом кино.

Именно Пырьев подвиг Александрова на поездку в Москву для получения настоящего режиссерского образования. В 1921-1924 годах Григорий, учась на режиссера, был актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта. На подмостках театра произошло знакомство Александрова и Эйзенштейна, изменившее жизнь Григория. Эйзенштейн активно привлекает Александрова к работе в своих спектаклях и фильмах, сперва как актера, а в 1927 году и как соавтора сценария фильма «Октябрь», в 1929 году фильма «Старое и новое». Совместная работа над фильмом «Октябрь» позволила Александрову оказаться в составе Советской делегации, которая с 1929 по 1932 годы находилась в Голливуде, изучая принципы создания звукового кино. Вернувшись в Советский Союз, Александров получает приглашение стать режиссером музыкальной комедии, жанра, который на тот момент отсутствовал в репертуаре советского кино.

Успех с Любовью.

Молодой режиссер с энтузиазмом взялся за дело. Началась проработка сценария, работа над музыкальным сопровождением, и, конечно, подбор актеров. Главную мужскую роль исполнял человек, чей авторитет был непоколебим – Леонид Утесов. Нужно было подобрать достойную кандидатуру на главную женскую роль, вот тут начались неожиданные трудности. Александров видел героиню с голливудской улыбкой, Утесов непоколебимо стоял на утверждении кандидатуры своей протеже – мало известной актрисы Любовь Орловой. Орлова не проходила кастинги Александрова, Утесов отказывался сниматься. Нависла угроза срыва картины. Дело дошло до Б.З.Шумяцкого, который возглавлял в те годы советский кинематограф. Борис Захарович сказал Александрову простую вещь: «Фильм без тебя все равно состоится, а ты без фильма нет», — чем прекратил дальнейшие споры по кандидатуре Орловой.

В случае Александрова и Орловой вспоминается анекдот про двух фотографов: «У тебя девушка красивая? – Ну как свет выставишь…». — Александрову нужна голливудская красотка, Орлова — 30-летняя невысокая женщина с мимическими морщинами. Десятки, сотни проб грима и освещения дали необходимый результат – Орлова на экране преображается в сверкающую звезду. Съемки картины продолжаются до 1934 года. Однако, фильм ложится на полку, так как в нем нет социалистической идеологии. Кажется, что режиссерская карьера начинающего режиссера рушится на корню. Но Александров не унывает, ведь за месяцы съемок он обрел не только профессиональный опыт, он приобрел гораздо больше – любовь всей своей жизни. Да, Любовь Орлова завершала съемки в качестве жены так недовольного ей режиссера.

Уверенный в себе и своей картине Александров обращается за помощью к Максиму Горькому. Посмотрев картину, Горький воскликнул: «Такое кино необходимо советскому человеку», — после чего напрямую обратился с просьбой о выпуске картины в прокат к Сталину. Иосиф Виссарионович не принимал поспешных решений, картина была показана ему. Резолюция после просмотра гласила: «Как будто неделю отдохнул за время фильма. Показывать всем», — так началось триумфальное шествие фильма «Веселые ребята» по миру. Песни из фильма стали народными, авторы текстов и музыки – известными, актеры и режиссер – кумирами миллионов советских людей.

Александров снял еще много хороших фильмов, получив множество наград, в том числе международных. Но, до конца своих дней, главной наградой своей жизни он считал любовь Любви Орловой.

Как говорил режиссер: «Мы прожили с Любочкой 42 года. Это были 42 года счастья».