Помочь ребенку преодолеть застенчивость

Клинический психолог, психотерапевт, коуч, член Ассоциации психологов и коучей ДМО-подхода Анна Муравьева подробно разбирает как родителям помочь преодолеть застенчивость у ребенка.

Муравьева Анна Сергеевна — клинический психолог, психотерапевт, коуч, член Ассоциации  психологов и коучей ДМО-подхода
Сайт

Застенчивый ребенок не шумит, не ввязывается в споры, драки, старается никак не привлекать к себе повышенного внимания. Такой ребенок может быть удобен для родителей, но у самого ребенка застенчивость может вызывать страдания.

Застенчивым детям сложно проявить себя, раскрыться, обрести друзей, найти любимое хобби, получать хорошие оценки в школе. 

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость

Преодолеть застенчивость робкому ребёнку помогут родители. Они своим примером могут показать, как легко знакомиться и общаться с другими людьми, как взрослыми, так и детьми. Полезно объяснить что происходит в коммуникации, можно в игровой манере — на примере игрушек, можно придумать сказку о знакомстве или «как зарождалась дружба», в которой рассказывается о том, как общаться с другими людьми.

Фраза «привет, я Маша, давайте играть вместе» стеснительному ребёнку может не прийти в голову просто так, но он может ее запомнить и перенять из игры в куклы, где родитель будет произносить ее и придумывать ответ. Показывая, что другие куклы с удовольствием примут «новенькую» в игру. Тогда и малыш будет ожидать похожий сценарий развития взаимодействия с другими детками на новой площадке. 

Также, можно подсказывать ребёнку как здороваться с другими людьми, в обычном бытовом контакте. Например, поздороваться/попрощаться с курьером, с продавцом в магазине, родитель первый здоровается и доброжелательно предлагает повторить за ним ребёнку. Ни в коем случае не нужно оправдываться и извиняться за малыша, если он пока боится или не хочет это делать, не стоит выставлять робость недостатком. оправдания «он просто очень стеснительный» не сделает ребёнка раскрепощеннее, а наоборот — закрепит подтверждающий паттерн поведения. Также, как говорить ребёнку «какой ты злой» или «жадина» формирует в поведении ребёнка проявления агрессии и собственничества. Родитель в контакте с ребёнком обязательно должен быть поддерживающим, объясняющим, принимающим, тогда и ребёнок будет меньше закрываться и стесняться, уходить в себя. Ведь в корне застенчивости лежит страх неприятия его другими.

Также, преодолеть застенчивость может общение с домашним животным, четвероногим другом, это может быть инструментом к коммуникации со сверстниками. Групповые занятия — танцы, развивающие кружки, хор, спортивные секции, игровые площадки — можно посещать как можно больше групп, не замыкаясь на одном круге общения. Таким образом, у ребёнка будет больше возможностей подружиться с кем-нибудь.

Спортивные секции особенно хороши, так как физически развивают ребёнка, придавая уверенности в своих силах, а командный дух может помочь сплотить участников команды. Только здесь нужно особое внимание обращать на манеру общения тренера, чтобы не было чрезмерной критики по отношению к детям, не было излишних амбиций тренера и достигаторства, которые могут наоборот укрепить желание малыша оставаться в тени. 

То же самое касается и учителей. Даже уверенные в себе и общительные дети очень зависят от обстановки в классе и отношения к ним учителя. Не каждый учитель знает, что к робкому ребёнку надо правильно проявлять внимание: не касаться тем, которые могут вызвать смущение, особенно перед всем классом. В детском коллективе соревновательный элемент должен быть сведён к минимуму, а помощь и внимание друг к другу стоять на первом месте, обстановка будет благоприятной для развития даже самых робких детей и со временем излишняя стеснительность уйдёт, а ребёнок научиться и сам верить в себя. 

Современным родителям и учителям нужно внимательно следить за проявлениями буллинга в учебных учреждениях и пресекать на корню.

Но основная работа все же проходит в домашней обстановке — родителям необходимо быть всегда на стороне ребёнка! Не употреблять слова «застенчивый», «трусишка», «слишком робкий», а окрашивать это свойство в позитивные тона «спокойный», «рассудительный» и т.п.

Зачастую у застенчивого ребёнка занижена самооценка — он считает себя хуже других детей, не красивее, глупее, и родителю необходимо в контакте делать упор на сильные стороны малыша, хвалить за его успехи, не упрекать, не ставить в пример других детей. Выкиньте из лексикона фразу «а вот Маша из 2б».. или «а вот твоя старшая сестрёнка». Или же сравнения своих собственных заслуг в детском возрасте «а вот я в твоём возрасте…». Безусловно, вы любите ребёнка и такими сравнениями пытаетесь подтолкнуть его к изменению поведения, преодолению смущения, но так это, увы, не работает. У ребёнка должна быть свобода выражать свои чувства и потребности, поэтому, не стыдите его, не вините и не манипулируйте для получения нужного вам результата. Также важно предоставлять ребёнку свободу в принятии решений, свободу выбора, у застенчивых детей сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Таким образом вы покажете своё доверие ребёнку, веру в него, и он научиться перенимать это и верить в себя самостоятельно, становясь более раскрепощенным. Но не нужно бросать ребёнка наедине с его трудностями, к которым он пока не готов, в случае надобности ребёнок должен быть уверен, что вы его поддержите. 

Старайтесь создавать ситуации, в которых ребёнок сможет проявить свои сильные стороны и таланты, будьте рядом в непривычной для ребёнка среде. Из личного примера — однажды мой отец участвовал в походе нашего класса начальной школы, и это придавало мне больше уверенности в коммуникации с друзьями, позволяло раскрепоститься и повеселиться от души.

Откажитесь от гиперконтроля застенчивого ребёнка, от излишней требовательности и строгости. Робкий ребёнок как никто нуждается в ощущении безоценочного принятия и любви вне зависимости от его поведения и успехов. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.