История любви Майи Плисецкой и Родиона Щедрина

«Всю жизнь обожала, боготворила Щедрина. Исписала тысячи страниц писем к нему из каждого государства».

Майя Плисецкая Плисецкую часто спрашивали: «Что вы думаете о любви?» И она неизменно отвечала: «А я о ней не думаю. Она у меня просто есть». Плисецкая и Щедрин впервые встретились в доме Лили Брик и Василия Катаняна в 1955 году, когда в Москву приезжал Жерар Филипп со своей женой и заглянул в гости к Лилечке. Между балериной и композитором пробежала искра, но быстро потухла.

Потом была встреча у Бриков в марте 1958 года, накануне премьеры балета «Спартак» в постановке Игоря Моисеева. Майя так увлеченно рассказывала о своей роли, что Щедрин пожелал увидеть ее на сцене. Наутро после премьеры он позвонил и наговорил Плисецкой комплиментов. Но окончательно Родион был сражен на следующий день, увидев Плисецкую в классе, куда он пришел вместе с балетмейстером Александром Радунским – шла работа над постановкой балета «Конек-Горбунок» на музыку Щедрина. В классе балерины репетировали в хитонах. И только одна Майя была в шикарном черном эластичном купальнике, сделанном в Париже. От ее совершенной фигуры, обтянутой купальником, невозможно было оторвать глаз…

Вечером они со Щедриным поехали кататься по Москве на его «Победе» – у молодого композитора уже была своя машина (заработал, создавая музыку для кино). И с тех пор не расставались. Стоит ли говорить, что в каждой партитуре Родиона Щедрина очень много Майи Плисецкой.

Официальное заключение брака состоялось в районном ЗАГСе 2 октября 1958 года. Инициатива принадлежала Плисецкой. Интуиция подсказывала ей, что замужнюю женщину власть предержащие перестанут так уж больно терзать. Да и Фурцева настоятельно советовала: «Выходите замуж, вам веры будет больше». И в гостинице теперь можно было проживать в одном номере на законных основаниях. Браку Плисецкой и Щедрина суждено было продлиться пятьдесят семь лет…

От первого лица: «Если бы меня спросили, кто для меня идеал человека, я бы ответила: мой муж Родион Константинович Щедрин. Его натура отвечает моим понятиям об идеале. Вот таким должен быть человек, на мой взгляд. Очень часто в жизни и особенно в искусстве мы сталкиваемся с ужасным словом «зависть». Порой мне кажется, что сначала рождается зависть, а потом человек. От этого миллион бед и несчастий. Люди не знают и не чувствуют своего места и считают, что им все дозволено. Зависть – такое же ужасное качество, как и предательство. Человек, который никогда не завидует другому таланту, наоборот, всегда радуется ему с открытой душой – это Щедрин.

Как радовалась и восхищалась чужим талантом Марина Цветаева! Уметь восхищаться – тоже искусство. В Марине не было ни тени зависти, так же как и в Родионе. Что-то могло ей очень нравиться, что-то – не нравиться, но все это от чистого сердца. Меня восхищает, когда человек, даже зная, что его никто не видит, ведет себя изумительно. Это естественно, нормально. Вот, скажем, кошка. Она всегда красивая и элегантная. Она не нарочно это делает, просто она такая. Такой и Щедрин. Он совершенно, как леопард, красиво двигается, и такая же у него душа. Он не может быть другим. Это благородный и благодарный человек, который помнит добро, а зло забывает, не держит за пазухой камень, никогда не злорадствует, если другому плохо. Это человек, который меня никогда и ничем не раздражает. А меня легко вывести из себя, потому что я не очень терпимая. Меня многое раздражает – даже когда человек свистит, или поет, или курит. А Щедрин ничего такого не делает. Его естественное поведение просто идеально для моей души. Это человек кристальной честности, чистоплотности во всем. Его душа чистая, как стеклышко.

Ужасны, на мой взгляд, люди, которые не имеют чувства собственного достоинства. Человек должен так держаться перед самим собой, чтобы можно было уважать себя, тогда и другие будут его уважать. Надо думать об этом и видеть себя со стороны. Все это очень трудно. Какие-то люди это умеют, выработали это в себе, какие-то с этим родились, но большинство не видят себя со стороны и не обращают внимания на то, как они выглядят в глазах других людей.

Конечно, бывает везение и невезение, но есть еще что-то и от себя. Многие из нас портят свою жизнь по собственному желанию. Не надо никого обвинять. В большинстве случаев мы сами виноваты в том, что с нами случается. Человек должен всякую причину, прежде всего, искать в себе. Я много сама себе сделала плохого – не на сто процентов, но может быть, процентов на девяносто, больше, чем мои враги. Все, что у меня произошло неприятного, плохого, неправильного, обидного, горького, я это сделала сама. Однако самобичеванием заниматься тоже глупо… Человек есть, каков он есть».

Автор: Елена Ерофеева-Литвинская