ИСТОРИЯ ЛЮБВИ В КАРТИНАХ: Сальвадор Дали и Гала

Совместная жизнь испанского художника и его русской жены была яркой, насыщенной, полной скандалов и сплетен. Насколько сильно ненавидел ее мир, считая алчной, хитрой и расчетливой — настолько превозносил ее Сальвадор, называя «победоносной богиней». Она была неиссякаемым источником его вдохновения: он писал ее портреты в течение многих десятков лет, в разных стилях и техниках. Позволим этим картинам рассказать историю их любви.

«Сон Галы. Мечты о рае»

Неудивительно, что Гала поразила Дали с первого взгляда. Она была необыкновенной женщиной: при весьма скромных внешних данных ей удавалось обращать на себя внимание всех, кто оказывался в ее поле зрения. По некоторым сведениям, Елена Дьяконова (настоящее имя Галы) родилась в Казани в 1894 году. Согласно другим данным, она была на два года старше. Девушка получила хорошее образование в Московской женской гимназии, а в 1912 году семья отправила ее на лечение от туберкулеза в Швейцарию.

В санатории она познакомилась со своим первым мужем — поэтом Полем Элюаром. К слову, это она дала ему такое имя: до встречи с Еленой его звали Эжен Эмиль Поль Грендель. А ему, в свою очередь, она обязана своим прозвищем Gala («праздник» по-французски). Это и правда была женщина-праздник: с ней никогда не было скучно — спонтанная, амбициозная, тщеславная, своенравная и неукротимая, она не давала расслабляться мужчине рядом с собой. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — таковы были планы Галы на жизнь, которые она впоследствии успешно воплотила.

А вот муж на ее фоне был недостаточно ярким, и вскоре она завела роман с художником Максом Эрнстом, не скрывая отношения от законного супруга — более того, некоторое время вся троица проживала вместе. Но Элюар никогда не воспринимал соперника как угрозу, не веря, что он сможет разрушить их брак.

Не видел он опасности и тогда, когда познакомил жену с молодым художником Сальвадором Дали. Даже после того, как Гала оставила его и дочь Сесиль ради испанца, Элюар ждал ее возвращения и писал письма до самой своей смерти.

В 1929 году Сальвадор Дали находится на пороге взлета своей карьеры. Вышел «Андалузский пес» — сюрреалистический фильм, совместное детище с Луисом Бунюэлем. С ним художник подружился во время учебы в Академии изящных искусств Мадрида. Дали молод, красив и харизматичен: одевается как настоящий пижон, тщательно укладывает волосы и ухаживает за щегольской растительностью на лице. Только с личной жизнью не клеится: ходят слухи, что в свои 25 он все еще никогда не бывал с женщиной, и лишь регулярно отбивается от настойчивых ухаживаний поэта Федерико Гарсиа Лорки.

Дали приглашает погостить к себе в Кадакес Поля Элюара с женой и 11-летней дочерью, которые прибывают в составе настоящего богемного десанта вместе с Рене Магриттом и Луисом Бунюэлем. Художник познакомился с поэтом в одном из ночных заведений Парижа и тогда не предполагал, что визит нового знакомого перевернет всю его жизнь раз и навсегда.

Он вспоминает, что произвел неоднозначное первое впечатление на 35-летнюю гостью: «Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго… У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье».

Но все решил один немаловажный фактор: Гала имела безупречное чутье, позволившее определить в этом странном «типе» потенциал, который мог бы осуществить все её амбиции: «Я сразу поняла, что он — гений», — вспоминала она. «Она стала рассматривать меня как гения, — вторит ей Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением». С тех пор они больше не расставались. Прогуливались вместе по окрестностям Кадакеса, все больше проникаясь друг другом. Гала вмиг приняла решение отречься и от мужа, и от дочери, а Дали не придумал ничего лучше, как написать портрет Поля Элюара в качестве возмещения морального ущерба: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».