Почему подросток отдаляется?

В 11-13 лет начинается так называемый переходный возраст, когда ребенок превращается из доверчивого малыша в подростка. Он начинает осознавать собственное «я» и учится его отстаивать. Кризис переходного возраста еще называют кризисом идентичности. О том, как помочь ребенку пережить этот период и как не потерять с ним связь расскажет Светлана Лукка – российский психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений.


Светлана Лукка – российский психолог и консультант, специалист в сфере детско-родительских отношений.

Почему подросток отдаляется? Что делать родителям?

Есть момент в жизни нашего ребенка, когда он вдруг становится чужим. То есть внешне он остается собой, но по отношению к нам, родителям, становится другим: что-то скрывает, не хочет отвечать на вопросы, как-то напрягается, когда мы его целуем и обнимаем. Что происходит?

Это – начало подросткового возраста. Похоже, сегодня он может начаться в 11 и длиться вплоть до конца школы (у всех он проходит по-разному). Как пройдет этот сложный период –зависит не только от нашего ребенка, но и от нас самих.

Подросток проходит период отделения от семьи. Ведь для того, чтобы быть нормальным самостоятельным взрослым, надо перестать зависеть от родителей: их мнения и их опеки. Но ребенок не имеет никакого представления о том, как это – не зависеть от мамы и папы. Он этому учится, а мы можем помочь или… не помочь.

Интересы подростка смещаются из зоны семьи во внешний мир. Туда, где друзья, где специфические интересы молодежи, их ценности. Это не совсем понятный нам, родителям, мир. И вместо того, чтобы это непонятное отрицать, мы можем попробовать разобраться в нем вместе с нашим подростком. Задавать вопросы, рассказывать, как было у нас, стать своему ребенку ПАРТНЕРОМ в исследовании внешнего мира.

Ребенок в этом возрасте очень зациклен на своей внешности: крашеные волосы, вычурная одежда, макияж (ужас). Но внешность – это составляющая Я. Эксперименты с внешним видом в подростковом возрасте – важный этап поиска себя, своего образа. Позже вся эта вычурность (если была возможность экспериментировать) уходит. Часто мы встречаем людей, которые в эти эксперименты с внешностью углубляются в том возрасте, когда пора заниматься карьерой и развитием, потому что в 15 «мама не разрешала».

Дети очень уязвимы в этом возрасте. С одной стороны, они дерзят, защищают свою самостоятельность, претендуют на взрослость, но с другой – остаются детьми, которым страшно, нужна поддержка. Эту поддержку они могут найти дома, а могут – в «дурной компании».

Что делать родителю со всем этим? Постараться понять, что происходит: ребенок вдруг повзрослел, и отношения между родителем и ребенком тоже должны «повзрослеть». Значение разговоров и взаимного понимания теперь важнее, чем выполнение родительских требований. Если вы относитесь к ребенку как к взрослому, то и он в ответ покажет ответственную позицию. Вместо противостояния можно ввести партнерство. Это убережет вас от лишних переживаний, а ребенка от неосторожных поступков ради доказательства своей взрослости.