Майя Плисецкая. Неумирающий лебедь.

Феноменальные прыжки, изумительная пластика, легкий шаг — равных Майе Плисецкой было не найти. Когда балерину спрашивали, как она смогла добиться таких высот в искусстве, она неизменно отвечала : “Характер”.

Биография Майи Плисецкой

Первым балетом, который увидела маленькая Майя была постановка “Красной шапочки”. На представление девочку привела ее тетя Суламифь Мессерер солистка Большого театра. Девочку поразило все: костюмы, декорации, движения актеров. Поразило настолько, что дома маленькая Майя начала повторять увиденные движения. Балет захватил ее целиком.

В 1934 году Майя поступила в Московское хореографическое училище, которое с успехом закончила в 1943 году. С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года семья Плисецких находилась в эвакуации в Свердловске. Но и в эвакуации Майя не прекращала заниматься балетом. Более того, именно в эвакуации она впервые исполнила сольную партию “умирающего лебедя”. Окончив хореографическое училище, Плисецкая устроилась в Большой театр. Худруком Большого театра в то время был ее дядя Асаф Мессерер, который, не желая устраивать протекцию для родственницы, поставил ее танцевать в кордебалет. Но талант не скрыть! В 1948 году Майя становится солисткой Большого театра. В 1960 году Большой театр покинула Галина Уланова, примой-балериной безоговорочно стала Майя Плисецкая.

Зрители видели в Плисецкой образ настоящей балерины — хрупкой, невесомой, аристократичной. И только сама балерина знала сколько труда и выносливости нужно для поддержания данного образа. Популярность Майи Плисецкой была настолько высока, что для нее ставились балеты. Для многих в ее танце был вызов. Именно он побуждал зрителей ходить именно на нее. Образ изящной особенной женщины не оставлял равнодушными мужчин. В поклонниках балерины ходили не только артисты Большого театра, но и актер Андрей Миронов. Но она оставалась неприступной и недосягаемой — очень сильна была боль от предательства Мариса Лиепы, брак с которым продолжался всего 3 месяца. 

2 октября 1958 года состоялось бракосочетание Майи Плисецкой и композитора Родиона Щедрина. Весь творческий бомонд обсуждал когда же брак распадется. Однако, год от года отношения Майи и Родиона только крепли. Плисецкая была для мужа музой: “Вместо бриллиантов Щедрин мне дарит балеты”, — говорила она. Композитор посвящал ей произведения, показывал ей свои произведения, после долгих бесед с ней писал настоящие шедевры”. А ведь это не была “любовь с первого взгляда”. Когда Щедрин и Плисецкая были представлены друг другу в 1955 году между ними не возникло ни “искры”, ни просто приятельских отношений. Всей изменилась через 3 года во время совместной работы над балетом “Конек-Горбунок”. Щедрин писал музыку для балета, чтобы понять дух произведения он оказался на репетиции, где “запал” на Плисецкую. Рядом с мужем Майя чувствовала любимой и защищенной от внешних невзгод. Даже на зарубежные гастроли Плисецкую выпускали только при условии, что Щедрин в это время будет в СССР, потому что знали — к любимому мужу Плисецкая обязательно вернется. 

В 65 лет карьера Майи Плисецкой, как примы-балерины Большого театра, закончилась. Художественный руководитель театра Юрий Григорович уволил балерину. Несмотря на то, что Плисецкая умом понимала, что таковы балетные реалии, все равно решение Григоровича восприняла как предательство. Ведь несмотря на 65 лет, она выглядела восхитительно. Ее точеная фигура приводила в восторг окружающих. Ее часто спрашивали, как ей удается поддерживать такую форму. На эти вопросы Плисецкая, смеясь, неизменно отвечала: “Не жрать! Более действенного способа еще не придумали”. 

В мае 2015 года не стало великой русской балерины Майи Плисецкой. В своем завещании она просила, чтобы ее прах соединили с прахом ее мужа, после его смерти, и развеяли над Россией. “Я согласен”, -сказал Родион Константинович, услышав последнюю волю жены.