Мадам Клико. Первая женщина-винодел.

Шампанское «Мадам Клико» уже третье столетье является символом роскошной жизни.

История Мадам Клико

 Барб-Николь(будущая мадам Клико) родилась в семье мэра Реймса, месье Понсардена. Французский текстильный фабрикант и политический деятель, которому сам Наполеон пожаловал титул барона, сколотил себе огромное состояние. Его единственной наследницей была дочь Николь.

Отец не жалел денег на образование дочери. Николь овладела несколькими иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах, точными науками. Отец ждал, что вот-вот у дочери пробудится какое-то особое дарование, но этого не случалось. «Ничего, ты прославишься после замужества!» — сказала мама, увлекавшаяся гаданиями. И оказалась права.

В 1798 году Барб-Николь Понсарден  выдали замуж за сына друга семьи — Франсуа Клико. Это была выгодная партия: у мэра простаивали виноградники, а у Франсуа были винодельни. Хотя, для Клико это было только хобби, основным его занятие была торговля шерстью и банковское дело.

По характеру Франсуа был мечтателем. Долгими дождливыми вечерами он рассказывал Николь, что когда-нибудь обязательно создаст винодельческую компанию, и весь мир будет пить его шампанское. Заодно он рассказал как однажды его отец разбавил игристое вино красным и получил замечательное розовое шампанское. Несколько лет спустя мадам Клико превратит семейный рецепт мужа во всемирное достояние.

В 1805 году случилось несчастье – Франсуа Клико умер. То ли погиб от лихорадки, то ли покончил с собой, то ли ушел из жизни в силу возраста – история об этом умалчивает. Николь, и так далеко не бедная, получила от мужа в наследство огромное состояние, которого хватило бы на несколько жизней. Все замерли в ожидании что же будет делать мадам Клико с состоянием. Единственное в чем были уверенны большинство – она продаст виноградники, так как заниматься ими очень сложно.

Но 28-летняя мадам Клико решила, что она сама будет заниматься виноделием и объявила о создании собственной компании «Мадам Клико». Общественность была в шоке: виноделие, бизнес и женщина – вещи не совместимые.

Мадам Клико

Виноделы в те времена выглядели настоящими разбойниками  — одноглазые, одноногие, без зубов: бутылки в погребах часто взрывались. Мадам Клико заказала себе металлическую маску и приказала слугам спустить в погреб огромный дубовый стол – отныне ее рабочее место будет находиться там. По всей округе поползли слухи, что мадам свихнулась.

Николь работала, словно одержимая. Изучала процесс виноделия, состав почв, технологии закупорки бутылок. «У моего вина будет одно качество – высшее!» — заявила вдова. Она забыла про наряды, отдых и не занималась воспитанием маленькой дочери. К ней сваталось немало женихов, но все получали отказ. Мадам Клико интересовал только бизнес! Она продала семейные драгоценности, одолжила у свекра огромную сумму (400 млн долларов по нынешнему курсу) и скупила все виноградники в округе, а также заброшенные шахты, в которых устроила погреба.

Мадам принадлежит несколько полезных изобретений, которые используют до сих пор. В игристом вине было 2 проблемы: мутный осадок, который влиял на вид и вкус напитка, а также то, что закупоренные бутылки взрывались, когда им вздумается. Вдова велела изготовить наклоненный стол с отверстиями и хранить бутылки в перевернутом виде. Когда примеси собирались у горлышка, его замораживали и затем откупоривали. Вуаля! Льдинка с осадком выскакивала из бутылки, оставляя ее содержимое прозрачным. Помимо этого, Клико догадалась накручивать проволоку на пробке – теперь открывать бутылки можно было без труда и тогда, когда нужно.

«Вдовье вино» расходилось по Франции, а потом и по всей Европе по хорошей цене – конкуренты уже не могли догнать Клико.

Маркетинг от мадам Клико

Мадам Клико оказалась еще и хорошим маркетологом и рекламщиком. Вдова собственноручно создала яркую оранжевую этикетку – так ее продукция выделялась в винных лавках.

Она рассылала бесплатные ящики со своим шампанским монархам и самым богатым людям Европы.

Даже войну 1812 года, когда французское вино было запрещено в России, мадам использовала с выгодой. Контрабандный корабль с ее шампанским успешно дошел до Санкт-Петербурга. Соскучившиеся по «кликовскому вину» богачи предлагали по 12 рублей за бутылку – за эту цену можно было на месяц снять меблированные апартаменты с поваром.

Мадам Клико умела не только радоваться успехам своего дела, но и благодарить тех, кто оставался верен ей. Она давала щедрые комиссионные своим поверенным и называла именами преданных сотрудников подвалы с шампанским – эта традиция сохранилась до сих пор.

До самой своей смерти в 1866 году вдова одиноко жила в замке в Бурсо и усердно работала. Ее дочь Клементина была красавицей, но глупой и ветренной. «Не переживай, малышка, я куплю тебе ум!» — улыбалась мадам Клико. Она выдала дочь замуж за обедневшего графа Людовика де Шавине и подарила молодым замок.

Клементина и Людовик вели разгульный образ жизни, проматывая деньги Клико. Они с нетерпением ждали смерти мадам, чтобы продать ее бизнес. Но такого удовольствия мадам им не предоставила. Она отписала компанию своему партнеру Эдуарду Верле. Он сохранил и приумножил бизнес под брендом «Мадам Клико». Сегодня компания производит более 10 млн бутылок вина в год, которые по самой высокой цене продаются в 150 странах мира. Мадам Клико положила начало целой плеяде женщин-виноделов, так называемых «шампанских вдов», добившихся мирового успеха: Луиза Поммери, Камилла Орли-Родерер, мадам Лоран-Перье, мадам Лили Боллинже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.