Проиграть не страшно! Как научить ребенка воспринимать проигрыш

Жизнь не может строиться из одних только побед, проигрыши тоже случаются. С одной стороны проигрывать неприятно, но с другой стороны, именно проигрыши помогают ценить вкус победы, работать над собственным развитием и стремлением к победе; закаляют характер и помогают вырабатывать лидерские качества. О том, как объяснить ребенку, что проигрывать — это не страшно и с достоинством воспринимать проигрыши, рассказывает психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии Надежда Двоскина.

Надежда Двоскина —
психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии

Научить ребенка реагировать на проигрыши без излишнего трагизма — задача родителей и вообще взрослых людей, поскольку именно они могут «задавать нужный тон» в игре, даже если сами и не участвуют в ней, а только наблюдают.

Сам по себе проигрыш, безусловно, может огорчить ребенка, и это вполне нормально, не стоит ждать от него «ледяного спокойствия» или тем более этого требовать. Однако если вы видите, что его реакция — чрезмерна, стоит обратить внимание на то, что же именно могло ее вызвать.

Очень важно не высмеивать и не дразнить проигравших, а также останавливать детей, которые так делают. Проигрыш — обязательная часть определенного вида игр, и если бы не было проигравших — не было бы и самих игр. И тот, кто проиграл в одной игре, вполне может выиграть в другую или в ту же, но попозже. Это хорошо не просто понимать самим, но и донести эту мысль детям.

Другими словами, важно дать понять, что то, что ребенок проиграл — не делает его автоматически «глупым» или «неудачником» и не оказывает влияния на мнение родителей о нем. Это вообще не говорит ни о чем, кроме как о том, что выигрывать — приятно, а проигрывать — может быть не очень. Но при этом все, даже самые умные и значимые взрослые время от времени проигрывают, и это абсолютно нормально: игра есть игра.

Вообще принятие правил игры — вполне естественно для детей. Если вы видите, что ребенок еще не готов к какому-то из видов игры (например, проигрыш в нее сильно расстраивает или даже вызывает агрессию) — просто отложите пока ее, попробуете поиграть в нее позже, когда ребенку будет проще принять вот такие специфические правила: наличие выигравших и проигравших. Когда ребенок проиграл впервые (например, была приобретена первая настольная игра для компании и в нее села играть вся семья), очень важно самим показать адекватную реакцию на его проигрыш: с одной стороны, не обесценивая его переживания, с другой — не усугубляя это чрезмерной опекой и утешением. Пройти это просто как некий «рабочий момент»: да, такое бывает, давай попробуем сыграть еще разок!