Если разгорелся конфликт с коллегой: как себя вести

Факт в том, что мы проводим на работе порой больше времени, чем дома, за исключением сна. Отношения с коллегами, безусловно, должны быть здоровыми – это правила коллектива, понятные каждому. Но оборотная сторона — это то, что мы также можем стать предметами сплетен, участниками споров и конфликтов с людьми, которые делят с нами пространство в офисе. Как вести себя, если между вами и коллегой назрел конфликт? На этот вопрос ответил бизнесмен и продюсер Алексей Пеганов.

Алексей Пеганов — бизнесмен, продюсер

Не ждите, пока ваши отношения максимально ухудшатся.

Когда вы знаете, что кто-то сплетничает о вас, распускает слухи и обсуждает за спиной, подумайте о том, что в первую очередь это не профессионально. Но в ситуации в первую очередь необходимо разобраться. Если между вами и коллегой какое-то время назревали проблемы, не ждите, пока вы оба начнете враждебно относиться друг к другу. Решение проблемы на раннем этапе предотвратит превращение ее снежным комом в еще большую проблему — особенно если проблема на самом деле оказывается недоразумением.

Доберитесь до сути вопроса

Возможно, вам придется потратить некоторое время, пытаясь понять, что вызвало конфликт на рабочем месте. Приложенные усилия часто срабатывают в долгосрочной перспективе, потому что это позволит вам полностью искоренить проблемы, а не просто устранять их симптомы. Иногда проблемы вызывает не то, что было сказано или сделано, а то, чего как раз не произошло. Возможно, кто-то обиделся из-за кажущегося пренебрежения или упущенной вежливости? Такие вещи часто трудно выразить ясно и требуют рефлексивного подхода, чтобы полностью разобраться, поэтому будьте готовы потратить некоторое время, прежде чем вы сможете добраться до сути вопроса.

Если коллега считает, что вы плохо справляетесь со своими обязанностями и делает вам замечания, взгляните на ситуацию объективно. Часто ли вы опаздываете? Сдаете ли проекты вовремя? Сколько раз вы исправляете свою работу прежде, чем она получит одобрение? Если рядом с этими пунктами вы можете поставить один или несколько минусов, то претензии коллеги вполне обоснованы. Но если руководство вами довольно, а придирки продолжают поступать, дело точно не в качестве исполнения обязанностей.

Ищите мирные решения

Если вы вступаете в конфликт с коллегой по личным или профессиональным причинам, это может испортить не только ваши личные отношения, но и навредить всему рабочему процессу. Постарайтесь найти решение, поговорив с ними об этом, желательно вне пределов слышимости других, чтобы никого не смущать. В идеале вы придете к соглашению, даже если это означает согласие или несогласие. В конце концов, никто не говорит, что вам нужно быть лучшими друзьями на работе. В разрешении конфликта не нужно заходить так далеко. Вы должны подвести черту, двигаться дальше, контактируя вежливо и профессионально. Помните, что если этот процесс кажется вам компромиссом, то вполне вероятно, что он будет таким и для другой стороны.

Есть вещи, которые совершенно неприемлемы.

1. Никогда нельзя комментировать чье-либо отношение к вам среди коллег. Во-первых, везде есть уши, и вы по праву будете выглядеть непрофессионально, если кто-то подслушает, как вы ругаете коллегу. Во-вторых, это несправедливо по отношению к человеку, с которым вы конфликтуете, потому что все по-прежнему должны работать заодно (включая вашего коллегу, который несправедливо застрял посреди сплетен). К тому же, кому нужна репутация человека на работе, который говорит про всех за спиной?

Нам всем нужно дать выход эмоциям после тяжелого рабочего дня, но когда проблема заключается в конфликте между коллегами, лучше обсудить их дома.

2. Если, например, вы имеете дело со случаем домогательств на рабочем месте, это совершенно другой сценарий, чем несогласие с коллегой по поводу того, как следует подходить к проекту, или раздражение из-за того, как коллега возится с легкой работой. Если коллега плохо обращался с вами из-за вашего пола, расы, сексуальной ориентации, религии или возраста – будь то сексуальные домогательства, угрозы или просто проявление жестокости – разговаривать с вашим руководителем и отделом кадров – это не «ябедничество». HR должен решать подобные проблемы, они будут знать, что делать и как вам помочь.