Биография Коко Шанель: любовь и мода

Коко Шанель родилась 20 августа 1883 года. Работники приюта зарегистрировали девочку в муниципалитете, дав ей имя Габриэль в честь медсестры, помогавшей при родах. Когда ей было одиннадцать лет, умерла мать, через неделю после её смерти отец оставил Габриэль и её двух сестер в монастырском сиротском доме.

По рекомендации из монастыря юная Габриэль начала работать помощницей по продаже белья в маленьком магазине. Немного позже она попробовала себя в качестве певицы и танцовщицы, надеясь сделать карьеру в театре. Эти первые попытки выйти в мир не принесли ей удачи. Единственно, что ей досталось в результате её попыток петь, было прозвище Коко, полученное ею от аудитории за песни «Коко с Трокадеро», которые она неоднократно исполняла в кафе.

В возрасте 22-х лет Шанель встретила Этьена Бальзана, богатого офицера в отставке, увлечённого верховой ездой и разведением породистых лошадей. Коко Шанель согласилась на его предложение жить с ним в его замке в Руайе. Там и начинаются её первые эксперименты с одеждой. Она одалживает у конюха брюки-галифе, и по её просьбе некий портной шьёт ей такие же. Простая и естественная манера держаться станет козырем Шанель. Она не строила из себя роковую женщину или искушённую куртизанку. У неё был иной образ – товарищ в женском обличье. Коко научилась любить скачки и ставила чаще всего на лошадь под номером 5. Пока жокеи готовились, она разглядывала публику – смешные огромные шляпы дам со страусовыми перьями, бантами, оборками… Она же надевает маленькую плотную облегающую голову шляпку, её украшает узкий жгут, сделанный из соболя… Шанель заставляет обратить на себя внимание.

Этьена Бальзан и Коко Шанель

Вскоре Коко Шанель встретит другого человека. Артур Кейпел, приятель Этьена, известный в кругу друзей по кличке «Бой». Это была смена любовников в лучших традициях Франции. На момент их встречи, несмотря на свой молодой возраст, Артур Кейпел уже был выдающимся бизнесменом. У них двоих оказалось много общего: оба были честолюбивы, талантливы, оба в прошлом пережили немало унижений… Именно Артур поддержит план, который другим кажется ребяческой затеей: стать модисткой, приобрести профессию. Он же даст ей аванс на покупку помещения. Поселившись на бульваре Мальзерб, Коко устраивает свою первую мастерскую. «Шанель. Моды» — эта скромная вывеска прославит улицу Камбон. Шанель будет царить там много лет.

Артур Кейпел и Коко Шанель

Она появляется на скачках теперь вместе со своим элегантным спутником Боем, одетая в тёмно-синий костюм, который носят пансионерки по воскресеньям, с плотно надетой на пышные чёрные волосы соломенной шляпкой канотье. Журнал «Моды» посвящает целую страницу шляпам Габриэль.

«Работа способна доставить гораздо больше удовольствия, чем деньги. Деньги в итоге становятся просто символом независимости». Стараниями Боя она впервые ощутит вкус роскоши, ведь это совсем не то же самое, что богатство. Кейпел всегда безупречно одет, и Коко учится у него правилам высшей элегантности. Одно из них — сдержанность. Ничего лишнего, чересчур броского, рассчитанного на эффект. И она приспособит к женской моде эти принципы.

Перед модницами Довиля, тяжеловесными и внушительными, она предстанет в блузе из непривычной, более чем скромной ткани – джерси. «Тогда из джерси шили только бельё, а я возвела её в ранг ткани для лёгкого платья».

Приехав с Боем в Нормандию, Шанель вдохновляется вязаными куртками рыбаков и вскоре уже гуляет по берегу в свитере. Тогда же она введёт в моду туфли с облегченным каблуком. А когда в Довиле Коко замерзла и надела шёлковый свитер знакомого жокея – родилась новая мода.

Её блузки из мягкого шёлка выглядят непритязательно, но изящно, и она впервые одевает женщин в укороченные юбки. Баронесса Ротшильд, рассорившись с модным в то время кутюрье Пуаре, отныне решает одеваться у Коко и приводит с собой новых клиенток.

В 1913 году в Довиле открывается первый бутик Шанель. Время идёт, для своих моделей она покупает залежавшиеся на складе запасы машинного трикотажа. «Введя в моду джерси, я дала женщинам возможность свободно двигаться, а затем отказалась от талии» (к ней она вернётся в 1930 году). Она увлекается бежевым цветом, самым натуральным из всех цветов.

Однажды, после размолвки с Боем она решается отрезать волосы. Короткие волосы, новые надежды… Её новая причёска вызывает очередной фурор. Коко выезжает из мастерской на улице Камбон, 21. Ей не нужен больше патент модистки, она открывает ателье по пошиву одежды на той же улице Камбон, но в доме № 31, который впоследствии прославится на весь мир. Бой переносит её через порог, это похоже на тайную свадьбу, на начало новой жизни.

Однако, в 1918 году ужасная новость дошла до ушей Габриэль — Бой должен был жениться на Диане Листер, дочери лорда. Коко не проронила ни слезинки, Бой подумал, что для неё это всё пустяки.

Квартира на набережной Бейи, которую она с сестрой сняла в центре охваченного военной паникой города, смотрела окнами с одной стороны на Сену, с другой – на холм Трокадеро. Теперь это была другая Коко и она была на Трокадеро. Она любила Боя, женившегося на своей Диане, не меньше, чем раньше. Просто закончилась слепота, без которой истощается любовь. Наступила пора прозрения. Он всё равно вернулся к ней, но она уже более равнодушна, более снисходительна к нему.

Рождественскую ночь 24 декабря 1919 года решено провести вместе в Канне. Артур Кейпел погиб по пути к Коко. Когда она узнала о его смерти, её лицо исказила гримаса скорби. Но по-прежнему – ни одной слезинки. Она поехала на место аварии, машина Боя была там. Габриэль ходила, прикладывала руки к ней, затем села на дороге и страшно зарыдала. Она страдала долго и невыносимо, часто приезжала на свою пустую виллу «Миланезе» она уединялась, чтобы плакать тайком.

Коко спасла её работа. Сближение с Мисей Серт, дружба с великим импрессарио Сержем Дягилевым, композитором Стравинским, звёздами русского балета… Шанель упорно держится за принципы, которые помогли ей добиться успеха. Главное — простота и строгость. Однажды вечером в Опере, поглядев на дам в туалетах немыслимо ярких цветов, Коко решает: «Одену-ка я их в чёрное!» Так рождается знаменитое «маленькое чёрное платье». Под управлением Дягилева начинается новая страница в её жизни.

Она приезжает в Биарриц, где процветает филиал её фирмы, там ей покажется, что она встретила новую любовь… На берегу стоят виллы Романовых, серые, со старомодными архитектурными излишествами. В одной из них живёт Великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат последнего русского императора, брат Великой княгини Марии Павловны. «Я тогда познакомилась со многими знаменитостями, и вчерашними и завтрашними, — говорила Коко, — во время рабочего дня на улице Камбон я успевала лишь наскоро выпить чаю, а потом мне уже никуда не хотелось идти. Именно в это время в Париже происходило самое интересное… И на улице Камбон, и на Монпарнасе я видела, как русская аристократия приспосабливается к новым условиям, как княгини открывают чайные салоны и пишут на вывесках названия знаменитых книг, как прибывают очередные семьи эмигрантов». На улице Камбон начался русский период.

Великий князь Дмитрий пользуется там всё большим влиянием, граф Кутузов, бывший губернатор Крыма, заведует у Шанель отделом приёма клиенток. Руководство ателье вышивки возложено на Великую княгиню Марию Павловну. Здесь говорят по-русски, здесь носят шубы, подавая пример элегантности – роскошь в том, чтобы с внутренней стороны шуба смотрелась так же красиво, как и с внешней. Вдохновившись костюмами русских крестьян, Шанель создает длинные блузы, подпоясанные на талии; но эта одежда в крестьянском стиле сшита из чёрного крепдешина…

Коко копирует русскую мужскую одежду, знакомство с русским костюмом помогает ей понять, что такое подлинное изысканное великолепие. Россия необъятных степей и необъяснимой роскоши восстанавливалась здесь, в Париже, в виде широких пальто на меху, мерцающих сумрачным отблеском расшитых платьев.

В то время рождается знаменитый аромат «Шанель № 5». У неё не было заготовленного названия духов. По воле случая аромат, который ей понравился, был пятым по счёту; к тому же она решила, что цифра будет хорошо смотреться на этикетке. Да и ставила она всегда на лошадь под номером 5. Для флакона она предлагает свой вариант – простой формы, который не жалко будет выбросить. В изысканной композиции «Шанель № 5» насыщенный и богатый аромат жасмина сочетается с ароматом махровой розы и выделением желез некоторых животных. Она сделала своим лозунгом слова Поля Валери: «Если женщина не пользуется духами — у неё нет будущего!».

Шанель превратилась в магнетическую персону международного масштаба. Она была вхожа и приглашена везде, даже в самые аристократические круги. Тем не менее, её саму это нисколько не удивляло. Она так комментировала свою славу: «Я вошла в общество не потому, что я должна была создавать одежду. Наоборот. Я создавала одежду, потому что жила в обществе, где я стала первой женщиной, живущей полной жизнью этого века.» Она была окружена сливками общества, знаменитыми актёрами, художниками и режиссёрами того времени. Она работала у Дягилева, узнала, что такое балетный костюм; сотрудничая с Кокто и Пикассо, она поняла, что такое костюм театральный; а общаясь с известными художниками и режиссёрами в Голливуде, Шанель узнала, каковы требования костюмов для кино. Отныне она знала их, а они знали её. В глазах современников её престиж возрос. Она вводит в моду загар и советует подчеркивать его жемчужными бусами. А ещё одевает женщин в брюки. Её пляжные пижамы носят и всюду копируют…

Тем временем Великий князь Дмитрий женился в Биарицце на американке Одри Эмери. Оставшись одна, Коко переезжает на улицу Фобур-Сент-Оноре, в дом 29. Обставляя квартиру, она дала волю воображению: кругом на полах лежали светло-коричневые ковры с шелковистым отблеском, как дорогие сигары, на окнах висели каштановые занавеси с золотой каймой, они напоминали венки, перевитые шёлковыми лентами. Здесь появились лакированные ширмы из Короманделя. Поставленные вокруг пианино, ширмы образовывали своеобразный альков, выглядевший театрально, закрывали двери, из которых можно было войти. В доме часто собирались друзья, несколько раз в год Коко устраивала званые ужины и балы…

С герцогом Вестминстерским Коко познакомилась в Монте-Карло на Рождество. «Я уверена, что это Бой послал мне Вестминстера», — говорила она, — «он держался так просто. У него я прикоснулась к наивысшему богатству, к самым редким и дорогим вещам. Но ему глубоко чуждо то, что мы называем снобизмом. Он держался так просто». Последняя новинка от Шанель того времени – берет, напоминающий матросский и украшенный сбоку брошью или булавкой, эмалевые браслеты и элегантное в своём лаконизме чёрное платье, газовое, атласное или крепдешиновое. Платье без воротника и манжетов из чёрного крепдешина, с длинными рукавами, облегающими руки, с напуском на бедрах, плотно обтянутых юбкой, стало определённой униформой для женщин. Ещё она поняла, сколько возможностей кроется в твиде. Её дорожные ансамбли из твида облегают фигуру, на голове красуется шляпка-колокольчик. А ещё – вязаный свитер, который она носила с украшениями из драгоценных камней.

Но ни одна любовь не длится вечно: Коко сделала выбор – она не станет герцогиней. Она останется Мадемуазель Шанель. «Я всегда чувствовала момент, когда надо уйти. Всё может протянуться ещё несколько месяцев, даже год, но я уже знаю, что неизбежно уйду. Я удовлетворила природную склонность к лени и расслабленности, мне захотелось побыть в роли обитательницы гарема, и теперь этот эксперимент завершён. Ловля лосося – это не жизнь. Легче вытерпеть любые житейские трудности, чем такую беспросветную тоску. У меня были каникулы, теперь они кончились».

Вернувшись во Францию, Коко кое-что меняет в своей жизни и покупает дом, белоснежную виллу, которую назовет «Ла Пауза». «У моды две цели, первая – добиться элегантности. Вторая – пробудить любовь». Когда ей понадобился дизайнер-декоратор, она пригласила самого талантливого из них – Поля Ириба. Тип эмансипированной женщины со спортивной фигурой, который воплотила Шанель, не мог не привлекать Ириба. Он и Коко – ровесники. В 1932 году им исполняется по пятьдесят. В этом возрасте Коко Шанель была на вершине своей красоты и славы. Её лицо и фигура, как будто бы достигли полного совершенства. Никогда до этого она не одевалась с таким чувством воображения и свободы. Это были золотые годы.

В 1932 году выставка бриллиантов Коко Шанель потрясла весь Париж. На восковых манекенах с алыми губами были выставлены белоснежные бриллиантовые ожерелья, диадемы-полумесяцы, колье, браслеты, похожие на манжеты, на длинных цепочках развешены белые солнца вместо брошей. И, наконец, украшение в барочном стиле – оно напоминало нечто вроде чёлки фараона (спустя десять лет её назовут чёлкой Шанель), только сделано была не из волос, а бриллиантов одинакового размера и сияющим занавесом спускалось прямо до бровей.

Когда состоялась выставка, связь Коко Шанель и Поля Ириба приняла официальный статус. Коко покинула особняк на улице Фобур-Сент-Оноре. Ириб обосновался у неё в предместье. С ним она жила и наслаждалась жизнью на вилле «Ла Пауза». К слову, там ценили комфорт и роскошь. В 1935 году неожиданный сердечный приступ оборвал жизнь Поля прямо на теннисной площадке. В одно мгновение он ушёл в вечность, Коко опять осталась одна.

Сразу же после объявления второй мировой войны Шанель закрыла свои салоны, решив, что моде нет места в такое время. Из-за слухов о её любовной связи с высокопоставленным немецким офицером Шпатцем, Шанель была арестована в сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной Морали. Через несколько часов после ареста она была освобождена. Вскоре после этого Шанель уехала в Швейцарию, где она прожила почти десять лет.

Годы проходили, и слава Шанель ушла в забытье. Грандиозный успех Диора и его new look, казалось, подтверждал факт, что у моды Шанель больше нет будущего. Тем не менее, в 1953 году Шанель приняла решение открыть свой салон в Париже в следующем году. 5 февраля 1954 года (пять — счастливое число Шанель) состоялось открытие Дома Шанель. Ей семьдесят один год. Маленькие твидовые костюмы с лацканами жакетов, обшитыми по краю тесьмой, и блузками одного цвета с подкладкой, цепочки в качестве застёжки – всё это станет неотъемлемой частью гардероба женщин во всём мире. Мадемуазель навсегда останется верна своему маленькому костюму, своему пустячку, как она его называла. «Он очень тёплый, мягкий, уютный, и лучше делать его без подкладки, она ничего не даст, будет только мешать. Всё несущественное надо убирать, иначе получится громоздко»…У Коко Шанель началась новая жизнь.

Ей удалось снова изменить стиль и моду, сделав свой собственный стиль доминирующим отныне и навсегда. Но она оставалась драматично одинокой. Каждый сезон её Дом Моды выпускал одно и то же количество моделей.

Умереть Коко предстояло в воскресенье 10 января 1971 года. Накануне к ней зашла подруга: Коко сидела за туалетным столиком в белых шёлковых пижамных брюках и домашней блузе цвета красной смородины, волосы закрывала сетка с бантом. Она наносила косметику, собираясь на прогулку. Прогулка вышла не очень весёлой, закатное солнце слепило глаза, Коко вернулась в «Ритц», где жила последние годы своей жизни. Смертельный приступ настиг её вечером, когда она заказывала себе ужин, лёжа в постели. «Видите, — сказала она горничной, — вот так умирают». Ей было 87 лет….